Интернет-магазин nachodki.ru

Право границы: Россия - Китай. Андрей Саркисов

2005-06-10

Решение Президента Российской Федерации В.В.Путина о передаче Китайской Народной Республике российских островов на Амуре, воспринятое многими россиянами как необоснованная уступка "пяди родной земли", вызвало множество пересудов, кривотолков и обид. Неоднозначная реакция общества на действия властей вполне объяснима - с одной стороны, власти, к сожалению, не приняли достаточных мер по разъяснению причин и условий совершаемых действий, оставив тем самым большую часть общества в неведении и недоумении, с другой стороны, и многочисленные критики не сочли нужным детально разобраться в проблеме, имеющей, вне всякого сомнения, давнюю историю и сложный характер.

 

Решение Президента России облечено в форму распоряжения, и Президент при этом - в своем праве. Согласно статье 80 (п.4) Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г., Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях; согласно статье 86, он ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; наконец, согласно статье 90, он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

 

"Есть документ - есть проблема", - говорят юристы, поэтому, прежде чем начать рассуждения о праве границы, стоит ознакомиться с текстом этого распоряжения.

 

Распоряжение Президента РФ от 13 октября 2004г. № 79-рп "О подписании Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской межгосударственной границе на ее Восточной части, Протокола между Правительством РФ и Правительством КНР о плавании российских и китайских судов в акватории, расположенной вокруг и прилегающей к району островов Тарабаров и Большой Уссурийский (острова Хэйсяцзыдао), и Меморандума между Правительством РФ и Правительством КНР о применимости действующих соглашений между Россией и Китаем к новым делимитированным участкам российско-китайской межгосударственной границы".

 

Распоряжение состоит из двух пунктов.

 

Пункт первый: принять предложение МИДа России, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Хабаровского края, Читинской области и Еврейской автономной области, о подписании Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской межгосударственной границе на ее Восточной части, а также Протокола и Меморандума между Правительством РФ и Правительством КНР.

 

Пункт второй: поручить МИДу России провести соответствующие переговоры с китайской стороной и по достижении договоренности подписать Дополнительное соглашение - от имени Российской Федерации, а также Протокол и Меморандум - от имени Правительства РФ.

 

К распоряжению приложены проекты Дополнительного соглашения о российско-китайской межгосударственной границе на ее Восточной части, Протокола и Меморандума, которые надлежит согласовать с китайской стороной и подписать.

 

Дополнительное соглашение основывается на действующем Соглашении между СССР и КНР от 16 мая 1991 года о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части, ратифицированном Верховным Советом РФ (постановление от 13 февраля 1992г. № 2348-1) и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей.

 

При этом уточняется линия границы между Россией и Китаем на двух участках.

 

На первом участке линия российско-китайской межгосударственной границы идет вверх по реке Прорва (на китайской карте - река Хайлар), по середине водного потока этой реки или середине ее главного рукава, до сопряжения с серединой водного потока или серединой главного рукава реки Аргунь (на китайской карте - безымянная река), затем идет вниз по течению реки Аргунь по середине водного потока, затем - по прямой в северном направлении, пересекая остров Большой (на китайской карте - остров Абагайту-чжоучжу), затем - вниз по течению реки Прорва (на китайской карте - река Эргунахэ), по середине водного потока этой реки или середине ее главного рукава.

 

На втором участке линия границы идет вниз по течению реки Амур (на китайской карте - река Хэйлунцзян), по середине ее главного фарватера, в общем восточном направлении, затем - по перпендикуляру от берега в южном направлении до пограничной точки на острове Большой Уссурийский (на китайской карте - остров Хэйсяцзыдао), затем - по прямой сначала в юго-юго-восточном, потом - в юго-юго-западном, потом - в юго-восточном направлении по острову Большой Уссурийский.

 

В целях демаркации границы стороны собираются образовать на паритетных началах Совместную демаркационную комиссию и поручить этой комиссии определить на пограничных реках точные положения середины главного фарватера, середины реки или ее главного рукава, определить принадлежность островов на пограничных реках, установить пограничные знаки, подготовить проекты документов о демаркации границы, составить подробные демаркационные карты, а также разрешить конкретные вопросы, связанные с выполнением названных задач.

 

В проекте Дополнительного соглашения подчеркивается, что точные положения главного фарватера и принятых за линию границы середины главного фарватера, середины реки или ее главного рукава и в соответствии с этим принадлежность островов на реках определяются при демаркации российско-китайской межгосударственной границы.

 

В качестве основного критерия для определения главного фарватера берется его глубина в комплексе с шириной и радиусом закругления. Середина главного фарватера - это линия, обозначающая середину полосы водной поверхности между двумя соответствующими изобатами на главном фарватере.

 

В качестве основного критерия для определения главного рукава реки берется расход воды при ее среднем уровне.

 

В проекте межправительственного Протокола указывается, что стороны после завершения демаркации государственной границы выработают отдельное соглашение по вопросу о плавании российских и китайских судов в акватории, расположенной вокруг и прилегающей к району островов Тарабаров и Большой Уссурийский (острова Хэйсяцзыдао), с учетом экономических, транспортных, водно-хозяйственных и природоохранных интересов приграничного населения России и Китая.

 

В проекте Меморандума отмечается, что действующие в настоящее время между Россией и Китаем соглашения о сотрудничестве во всех областях в районе уже установленной российско-китайской межгосударственной границы в равной степени применяются к участкам российско-китайской границы, указанным в Дополнительном соглашении.

 

На этом текст документа (и тексты проектов) заканчиваются.

 

Следует прояснить правовую терминологию. Границы  между государствами, как правило, представляют собой линии, точно обозначенные на карте и по возможности - на местности. Такие границы устанавливаются по договору между этими государствами и называются договорными. Прохождение линии границы подробно описывается в международном договоре, и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая служит неотъемлемой частью договора. Процесс определения договорной границы называется делимитацией. Для установления линии границы на местности сопредельные государства образуют совместную комиссию, которая производит демаркацию границы, то есть сооружение специальных пограничных знаков, обозначающих линию границы.

 

Нет нужды подчеркивать важность делимитации и соответствующей демаркации межгосударственной границы. Граница определяет для каждого государства пределы его территориального верховенства, то есть полной и исключительной его власти в пределах своей территории. Четкое разграничение государственных ресурсов и властных пределов предотвращает конфликты между государствами и обеспечивает их сосуществование и сотрудничество. И наоборот, наличие так называемых спорных участков границы между государствами является постоянным источником напряженности в отношениях, более того, источником скрытой угрозы обществу и государству.

 

Такие участки до недавнего времени наличествовали на восточной части границы между Россией и Китаем, и Президент РФ своим решением сделал, как минимум, очень важное дело - снял реально существующую угрозу мирным взаимоотношениям между двумя самыми крупными и амбициозными государствами Дальнего Востока.

 

Следует иметь в виду, что вопрос о естественной водной границе, проходящей по реке, в международно-правовом аспекте далеко не прост. Границы по рекам обычно устанавливаются по договоренности между сопредельными государствами в каждом конкретном случае. Пограничная река может считаться совместным владением. Граница может проходить по одному из берегов. Однако чаще всего в таких случаях границы проводятся на судоходных реках по тальвегу - линии наибольших глубин, по середине главного фарватера либо по середине несудоходной реки.

 

В любом случае, этот вопрос не регулируется нормами обычного международного права и относится к компетенции государств, расположенных по берегам так называемой международной реки, разделяющей эти государства либо протекающей по их территории. В таких географических условиях особую важность приобретают исторические корни представлений каждого из сопредельных государств о своем праве границы.

 

Для России и Китая эти реки - и Аргунь, и Амур, и Уссури - далеко не сразу стали пограничными. Они протекали по обширной территории, заселенной независимыми племенами, до которой ни России, ни Китаю первоначально не было никакого дела.

 

Освоение русскими людьми Приамурья началось в XVII веке. Якутский острог, основанный в 1632г. сотником Бекетовым, стал центром, из которого отправлялись на юг партии русских землепроходцев. В 1643г. якутский воевода Головин отправил отряд под руководством Пояркова "на Зию и Шилку". Через год Поярков добрался до Амура, провел зиму в селении нивхов ("натков") и выяснил, что "натки живут по Амуру по обе стороны улусными, а ясаку они никому не дают". В 1649г. якутский воевода Францбеков (ливонец Фаренсбах) снарядил отряд Хабарова "в Дауры" (Даурией тогда называли как Приамурье, так и Забайкалье). Хабаров совершил несколько походов, поставил в 1651г. на Амуре острог Албазин, а в марте 1652г. впервые произошло вооруженное столкновение отряда Хабарова с китайским отрядом. (Незадолго до этого Китай был завоеван маньчжурами, основавшими в 1644г. династию Цин и начавшими более активную деятельность по приведению в покорность населения Приамурья - земель, традиционно подвергавшихся набегам маньчжурских ханов. Ерофей Хабаров, кстати, получил в 1654г. в Москве чин сына боярского за приведение того же населения в российское подданство).

 

Первые попытки Русского государства договориться, установив с империей Цин официальные отношения (при царе Алексее Михайловиче), потерпели неудачу: посольства во главе с боярским сыном Байковым - в 1656г. и во главе с переводчиком Посольского приказа Спафарием - в 1676г. смогли добраться до Пекина, но цинские чиновники отказали послам во встрече с императором.

Цинское государство, со своей стороны, предпочитало силовое решение вопроса. На правом берегу Амура в 1683г. была поставлена крепость Айгунь (ныне - Хэйхэ), откуда цинские войска стали совершать набеги на русские остроги. В 1685г. император Сюань Е издал указ, в котором выдвинул требование русским поселенцам на Амуре "побыстрее вернуться в Якутск, который и должен служить границей". В июне того же года цинское войско осадило Албазин; воевода Толбузин выговорил право защитникам острога уйти со свом имуществом в Нерчинск. Албазин был разрушен. Тем не менее, после ухода цинского войска, нерчинский воевода Власов распорядился вновь отстроить Албазин. Когда об этом узнали в Пекине, цинское войско вернулось и опять осадило Албазин. Толбузин погиб во время осады.

 

Не желая большой войны, русское правительство в 1686г. (правили тогда царевна Софья Алексеевна с князем Василием Голицыным) отправило посольство, во главе коего стоял окольничий Головин. Головин получил наказ "учинить непременно рубеж по реке Амур, давая знать, что, кроме оной реки, издревле разделяющей оба государства, никакая граница не будет крепка".

 

В августе 1689г. в Нерчинске был подписан первый русско-китайский договор о границе на маньчжурском и латинском языках. В статьях 1 и 2 договора устанавливалось общее направление границы: по реке Аргуни, далее - по реке Горбице, а от ее верховьев - по "каменным горам". По статье 3 Албазин надлежало разрушить, а жителей вывезти на русскую территорию. С юридической стороны Нерчинский договор был несовершенным: тексты на разных языках были неидентичны, демаркации границы произведено не было, вопрос о разграничении большей части Приамурья фактически был отложен.

 

Таким вот образом завершился первый этап русско-китайских пограничных отношений. Оба государства осознали себя сопредельными, но до четкой делимитации границы было еще далеко. Цинская империя, "усмирив русских", потеряла какой-либо интерес к Приамурью, которое воспринималось лишь как "буферная" территория между Китаем и Россией. На Амуре до середины XIX века китайцами не было построено ни одного города. Существовал только Айгунь, который превратился в глухой пограничный пункт. Со стороны России, наоборот, интерес к этому региону постоянно повышался.

 

В 1719г. Петр I направил в Китай посольство во главе с гвардейским капитаном Измайловым, закончившееся неудачей: Россия предлагала развивать торговые отношения, которые всегда мало интересовали китайских императоров; правительство Цин пыталось втянуть Россию в борьбу против джунгарских ханов в Халха-Монголии, что совершенно не было нужно России.

 

В 1725г. указом Екатерины I главой очередного посольства в Китай был назначен Владиславич (граф Рагузинский). В 1727г. был подписан Кяхтинский трактат, составной частью которого стал Буринский договор, установивший линию границы по северным рубежам Монголии. В статье 7 Кяхтинского трактата шла речь о Приамурье; стороны согласились, что тамошние земли "да останутся по-прежнему" неразграниченными.

 

Первое цинское посольство направил в Москву император Инь Чжэн. В 1731г. послов приняла императрица Анна Иоанновна. Речь снова шла о Джунгарии и о желании китайцев привлечь на свою сторону торгоутских (калмыкских) ханов, находившихся под эгидой России. Вопрос о Приамурье не обсуждался.

 

В 1735г. цинское правительство напомнило о желательности процесса дальнейшего разграничения на Дальнем Востоке. Однако русское правительство понимало, что прежде необходимо исследовать эту территорию, на которой было множество "белых пятен" как для России, так и для Китая, и предприняло серьезные шаги в этом направлении.

 

Так, эту задачу по мере возможности решали, например, Вторая Камчатская экспедиция (1732-1741гг.) под руководством Беринга и особенно Нерчинская секретная экспедиция (1753-1765гг.) под руководством Соймонова, созданная по проекту графа Шувалова и сибирского губернатора Мятлева.

 

В 1757г. по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в Китай направлялась миссия под руководством Братищева, просившая разрешения на свободное плавание русских судов по Амуру, но получившая отказ.

 

В 1768г. прошли переговоры на русско-китайской границе из-за, как выражалась китайская сторона, "перебежчиков и грабежей". Российский представитель Кропотов подписал Дополнительную статью к Кяхтинскому трактату, в которой детализировалась статья 10 трактата о нарушениях границы и отменялись пошлины в Кяхте и Цурухайтуе (ныне - Приаргунск). В 1792г. иркутский губернатор и ургинский амбань подписали "Международный акт о порядке русско-китайской торговли через Кяхту", в котором подтверждалась незыблемость Кяхтинского трактата.

 

В 1805г. Александр I направил в Китай посольство во главе с сенатором графом Головкиным. В инструкции послу вновь поднимался вопрос о разрешении плавания русских судов по реке Амур. Однако цинская пограничная администрация не пропустила посольство в Китай из-за отказа совершить унизительный церемониал "коутоу" (падения ниц перед императором).

 

В первой половине XIX века Главное управление Восточной Сибири продолжало сбор сведений о реке Амур. В 1844-1845гг. в Приамурье побывала экспедиция ученого Миддендорфа. По его свидетельству, "ежегодно отправлялось немалое число поселян на охоту и проникало как по левому, так и по правому берегу Амура на далекое расстояние в китайские владения, и тут оказывалось, что эти зверопромышленники встречали кое-где жителями тамошних пустынь не китайских, а русских инородцев". Из наблюдений Миддендорфа следовало, что в Приамурье не только не существует фактической русско-китайской границы, но и степень китайского влияния на местное население невысока.

 

В 1849г. генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев (Амурский) организовал экспедицию Невельского в части исследования Амурского лимана. Невельской выяснил, что устье Амура не занято никакой иностранной державой, в том числе и Китаем: там проживали лишь нивхи, которые никому не подчинялись. В следующем году Невельской, уже с санкции Особого комитета, образованного в Петербурге, исследовал Нижний Амур и основал Николаевский военный пост. В Петербурге он доложил: "все народы, обитающие на этом пространстве, по рекам Амуру и Уссури, не подвластны китайскому правительству и ясака не платят". В 1851г. Особый комитет постановил: экспедицию Невельского назвать Амурской и поставить ее под контроль Муравьева. Цинскому правительству было направлено послание: "овладение устьем Амура или занятие в тех местах пункта какой-либо морской державою не может быть нами терпимо, так как Амур вытекает из наших пределов, и притом самые земли, от реки Уди к востоку лежащие, и, следовательно, примыкающие к устью Амура, по трактату нашему с Китайской империей оставлены неразграниченными".

 

Амурская экспедиция в 1851-1854гг. провела целый ряд исследований реки Амур и подтвердила, что "только верхнюю часть Амура от Усть-Стрелки до устья Буреи можно считать принадлежащей Китаю". Вопрос плавания судов по Амуру обострила Крымская война. Опасаясь агрессии западноевропейских стран, Муравьев, не спрашивая разрешения цинских властей, организовал в 1854-1855гг. сплавы русских судов по Амуру с целью переброски военных сил к Охотскому морю.

 

В 1855г. Александр II поручил Муравьеву вступить в переговоры с цинскими представителями с целью заключения нового договора о территориальном размежевании на Дальнем Востоке. Для ускорения этого процесса в 1857г. в Китай (через Кяхту в Тяньцзинь) была направлена миссия во главе с Путятиным. Позже в Пекин прибыл русский посланник Игнатьев.

 

16 мая 1858г. Муравьев подписал Айгунский договор между Россией и Китаем. Согласно статье 1 этого договора, "левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья Амура, да будет владением Российского государства, а правый берег, считая вниз по течению до реки Усури, будет владением Дайцинского государства; от реки Усури далее до моря находящиеся места и земли, впредь до определения по сим местам границы между двумя государствами, как ныне да будут в общем владении Дайцинского и Российского государств. По рекам Амуру, Сунгари и Усури могут плавать только суда Дайцинского и Российского государств".

 

1 июня 1858г. Путятин подписал Тяньцзиньский договор между Россией и Китаем. Согласно статье 9 этого договора, "неопределенные части границ между Китаем и Россиею будут без отлагательства исследованы на местах доверенными лицами от обоих правительств, и заключенное ими условие о граничной черте составит дополнительную статью к настоящему трактату; по назначении границ сделаны будут подробное описание и карты смежных пространств, которые и послужат обоим правительствам на будущее время бесспорными документами о границах".

 

2 ноября 1860г. Игнатьев подписал Пекинский договор между Россией и Китаем. Согласно статье 1 этого договора, "восточная граница между двумя государствами, от слияния рек Шилки и Аргуни, пойдет вниз по течению реки Амура до места слияния сей последней реки с рекою Уссури. Земли, лежащие по левому берегу (на север) реки Амура, принадлежат Российскому государству, а земли, лежащие на правом берегу (на юг), до устья реки Уссури, принадлежат Китайскому государству. Далее, от устья реки Уссури до озера Хинкай, граничная линия идет по рекам Уссури и Сунгача".

 

Итак, обе стороны определили прохождение линии границы по реке Амур. Амур был впервые официально признан пограничной рекой. Что касается точного прохождения водной границы и принадлежности тех или иных речных островов, то этот вопрос тогда сторонами не ставился.

 

Во второй половине XIX века Китай подвергся экспансии иностранных государств. Вслед за Англией, Францией, Германией, США и Японией в этот процесс постепенно включилась и Россия. В 1881г. Россия и Китай урегулировали Петербургским договором разногласия в районе среднеазиатской границы. В 1891г. в России началось строительство Сибирской железной дороги, ставшей главной транспортной артерией для российского Приамурья. После японо-китайской войны 1894-1895гг. правительство России выступило "в защиту" побежденного Китая. В 1896г. Россия и Китай заключили Московский договор "об оборонительном союзе" против Японии. При этом Китай, по проекту российского министра финансов Витте, согласился на сооружение Китайско-Восточной железной дороги - продолжение Сибирской - на Владивосток через Северную Маньчжурию. Особо было оговорено право Общества КВЖД на полосу отчуждения ("исключительное управление землями") вдоль всего полотна дороги.

 

В 1897г. русская эскадра бросила якоря в гавани Порт-Артура. В 1898г. цинское правительство согласилось передать России в аренду сроком на 25 лет весь Ляодунский полуостров и распространить концессию Общества КВЖД на строительство железной дороги от владивостокской линии до порта Даляньваня (Дальнего).

 

В 1900г. в Китае началось восстание во главе с тайным обществом "Ихэтуань" против иностранного засилья, поддержанное правящей императрицей Цыси. На Пекин двинулся международный экспедиционный корпус под руководством русского генерала Линевича. Восстание было подавлено. Тогда же, под предлогом борьбы с восстанием, Россия оккупировала Маньчжурию. Вопрос о границе по реке Амур стал достаточно формальным: Общество КВЖД владело пароходством на реке Сунгари; движение судов по Амуру находилось под контролем России.

 

В 1902г. между правительствами России и Китая было подписано соглашение о порядке вывода российских войск из Маньчжурии. Однако, в следующем году вывод войск был приостановлен по инициативе военного министра Куропаткина, который требовал сохранения определенного количества российских войск вдоль КВЖД, а также по течению Амура и Сунгари. После русско-японской войны 1904-1905гг., по Портсмутскому миру 1905г., Россия обязалась вывести свои войска из Маньчжурии. Порт-Артур и Южно-Маньчжурская железная дорога (до Чанчуня) перешли в аренду Японии.

 

В 1907г. Россия и Япония заключили секретное соглашение: Япония признала Северную Маньчжурию (к северу от линии Хуньчун - озеро Биртэн - устье реки Нонни) сферой влияния России. КВЖД и река Амур остались под контролем России. Status quo по факту раздела Северной и Южной Маньчжурии на российскую и японскую сферы влияния было подтверждено и новым соглашением 1910г. между Россией и Японией.

 

В октябре 1911г. в Китае произошла буржуазно-демократическая революция. Империя Цин перестала существовать. Однако революционное движение затронуло, по преимуществу, Южный Китай. В Пекине утвердилось правительство, которое возглавил бывший цинский чиновник Юань Шикай. Контроль России и Японии над Маньчжурией сохранился.

 

Ситуация в Маньчжурии и Приамурье кардинально изменилась после революции 1917г. в России. Интересы Японии, Англии, Франции, США обратились на российский Дальний Восток. Уже в январе 1918г. во Владивостокском порту появились японский крейсер "Ивами" и английский крейсер "Суффолк". В апреле 1918г. командующий японским флотом адмирал Като объявил, что Япония берет на себя "охрану порядка" во Владивостоке. К японскому десанту присоединились английский и американский. В итоге вдоль всей линии Сибирской железной дороги до Урала расположились кордоны японцев, англичан, американцев, а также небольшие отряды французов и итальянцев. В 1919г. командующим союзных войск, действующих к востоку от Байкала, был назначен генерал Жанен (Франция). Государства-интервенты признали юрисдикцию омского правительства адмирала Колчака над Восточной Сибирью и Приамурьем.

 

В этот период японское военное присутствие в Приморье и Приамурье заметно усилилось. В апреле 1920г. была образована Дальневосточная республика - своего рода буферное государство между РСФСР и Японией. Народно-революционной армией ДВР командовал Блюхер (правда, очень недолго - до переворота братьев Меркуловых). Войска иностранных держав покинули территорию России, однако Япония сразу же возобновила оккупацию.

 

В сентябре 1920г. в Москву из Китая прибыла военно-дипломатическая миссия. Глава миссии генерал Чжан Сылинь был принят В.И.Лениным. По итогам переговоров деятельность царских консульств была признана прекращенной, все концессии перешли под контроль пекинского правительства. Советской стороной поднимался вопрос КВЖД и границы по реке Амур, но китайская делегация уклонилась от его обсуждения. Вскоре пекинские власти передали права управления КВЖД Русско-Азиатскому банку, который находился под фактическим контролем Франции.

 

В августе 1921г. на Дайренской конференции начались переговоры между Японией и Дальневосточной республикой. Глава делегации ДВР Петров потребовал эвакуации японских войск. Японская делегация предъявила встречные требования, среди которых были свободное плавание по Амуру и Сунгари под японским флагом и свобода частной собственности для японских граждан. Успехи Красной армии не позволили японскому правительству реализовать эти планы. В августе 1922г. прекратило существование последнее приамурское правительство во главе с генералом Дитериксом, а в октябре того же года войска Уборевича вошли во Владивосток. Японские войска покинули Приморье.

 

В декабре 1921г. в Пекин прибыла первая дипломатическая миссия РСФСР, которую возглавлял Иоффе, а с 1923г. - Карахан. Пекинское правительство Цао Куня, крайне лояльное к США и западноевропейским странам, манкировало решение важных вопросов во взаимоотношениях РСФСР и Китая. С другой стороны, у РСФСР сложились дружеские отношения с гоминьдановским правительством Республики южных провинций Китая в г.Кантоне (Гуанчжоу), президентом которой с 1921г. по 1925г. был Сунь Ятсен.

 

Справедливости ради нужно отметить, что пекинское правительство в тот период и не контролировало в полной мере большинство районов Китая, которые находились под властью различных милитаристских группировок. Маньчжурией фактически управлял,  под сильным влиянием японцев, маршал Чжан Цзолин, и вести с ним переговоры о линии границы не имело особого смысла.

 

В этих сложных условиях советским представителям удалось добиться нужного СССР решения об использовании КВЖД. Пекинское и Шэньянское соглашения 1924г. подтвердили право Советского правительства на управление КВЖД и прилегающей территорией. В январе 1925г. в Пекине была заключена конвенция между Японией и СССР, согласно которой между ними были восстановлены дипломатические отношения. Статья II предусматривала оставление в силе Портсмутского договора 1905г., с оговоркой в особом протоколе, что "советское правительство не разделяет с бывшим царским правительством политическую ответственность за заключение этого договора".

 

 

Сунь Ятсен в форме генералиссимуса морских и вооруженных сил. 1917 г., Гаунчжоу.

 

После смерти Сунь Ятсена в 1925г. партию гоминьдан возглавил генерал Чан Кайши. К 1927г. он определился со своими приоритетами, сделав ставку на США и Великобританию, разорвал отношения с коммунистами, подавил Уханьское восстание и получил высшую власть в стране. В 1929-1931гг. Чан Кайши предпринял ряд походов на так назваемые освобожденные районы Китая, которые контролировались просоветскими группировками во главе с китайскими коммунистами, в том числе Мао Цзэдуном.

 

В 1929г. сын и преемник Чжан Цзолина "молодой маршал" Чжан Сюэлян признал власть Чан Кайши и по его предложению захватил КВЖД, произвел аресты советских служащих и закрыл советские хозяйственные учреждения на территории КВЖД. На границе по Амуру начались вооруженные конфликты с обстрелами советских судов.

 

В ноябре 1929г. Особая Дальневосточная армия под командованием Блюхера нанесла удар по войскам Чжан Сюэляна на территории Маньчжурии. Впрочем, советские войска вернулись на исходные позиции. 3 декабря 1929г. в Никольск-Уссурийске был подписан протокол об урегулировании военного конфликта. Было возобновлено действие соглашений 1924г. о КВЖД. 22 декабря 1929г. в Хабаровске был подписан протокол о восстановлении мирных отношений на границе.

 

Тем не менее, нанкинское правительство Чан Кайши и шэньянская администрация Чжан Сюэляна не озаботились соблюдением договоренностей. Остановка на советско-китайской границе оставалась напряженной; продолжались нарушения и обстрелы.

 

В сентябре 1931г. японская Квантунская армия, расквартированная в Южной Маньчжурии, осуществила давно задуманный план по захвату всего Северо-Восточного Китая. Японские солдаты напали на казармы китайских войск в Шэньяне (Мукдене), Чанчуне и других городах Северной Маньчжурии. Чжан Сюэлян по приказу Чан Кайши не оказал японцам серьезного сопротивления и отступил на юг. На советско-китайской границе до 1945 года установилось противостояние японских и советских войск.

 

 

Генералиссимус Чан Кайши. 1930 г.

 

9 марта 1932г. было объявлено о создании марионеточного государства Маньчжоу-Го на территории Маньчжурии. В мае 1933г. в местечке Тангу близ Тяньцзиня, после ряда поражений китайской армии в столкновениях с японскими частями, представители Чан Кайши подписали с Японией соглашение о перемирии, в котором признали право Японии на контроль над Северо-Восточным Китаем.

 

Обстановка на границе в Приамурье в 1930-е годы всегда была неспокойной. Хорошо известны вооруженные советско-японские конфликты 1936г. на озере Ханка, 1938г. на озере Хасан, а также крупный конфликт 1939г. в Монголии на реке Халхин-Гол.

 

15 ноября 1939г., после поражения 6-й японской армии на реке Халхин-Гол, в Москве было подписано соглашение о создании, в целях установления границы между Монголией и Маньчжоу-Го, смешанной комиссии из двух представителей от Монголии и СССР и двух - от Маньчжоу-Го и Японии. Соглашение от 9 июня 1940г. определило прохождение границы в этом районе, а 15 августа 1941г. были завершены работы по ее демаркации.

 

Впрочем, понятно, что в таких условиях любая делимитация границы имела военно-политический или даже военно-тактический, но никак не межгосударственный стратегический характер.

 

В июле 1936г. Япония начала масштабные военные действия по завоеванию Китая. Советский Союз заключил с Китаем в августе 1937г. пакт о ненападении и оказал помощь в борьбе с захватчиками, в том числе предоставлением займов, поставками вооружения, отправкой военных советников и летчиков-добровольцев.

 

Одновременно СССР предпринимал меры по относительному урегулированию вопросов, связанных с фактической оккупацией Японией Северо-Восточного Китая. Так, 31 декабря 1939г. было подписано советско-японское соглашение о выплате Японией взносов СССР за КВЖД, перешедшей под контроль японских оккупационных властей. После длительных переговоров 13 апреля 1940г. между СССР и Японией был заключен пакт о нейтралитете, согласно статье 1 которого обе стороны обязались "взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность".

 

После нападения Германии на Советский Союз Япония начала активно готовиться к нападению на СССР. Японский генеральный штаб и штаб Квантунской армии приняли план подготовки военных действий "Кантокуэн". В декабре 1941г. министерство колоний Японии совместно с обществом по изучению национальной политики "Кокусаку кенкью кай" подготовили так называемый "План управления территориями Великой Восточной Азии". Согласно этому плану, земли, прилегающие к Маньчжурии, должны были войти в сферу японского влияния; Сибирская железная дорога должна была находиться под совместным контролем Японии и Германии с линией разграничения в Омске.

 

Верховное Главнокомандование СССР было вынуждено в условиях германской агрессии держать Дальневосточный фронт из шести армий, Амурскую военную флотилию и Тихоокеанский флот для прикрытия Приамурья и Приморья, а также Забайкальский фронт из двух армий для прикрытия проходов через Большой Хинган.

 

В декабре 1941г. Чан Кайши призвал СССР вступить в войну с Японией, но от Советского правительства был получен официальный отказ. Япония завязла в военных действиях на пространствах Китая, тем более, что армии, подчинявшиеся Чан Кайши, объединившись с армиями, подчинявшимися Коммунистической партии Китая, воевали совместно (и небезуспешно) против японцев.

 

Когда в Великой Отечественной войне наметился перелом, японское правительство совершало отдельные попытки то выступить посредником в мирных переговорах между СССР и Германией, то пригласить СССР в качестве посредника в переговорах между Японией и Китаем, но попытки оказались безуспешными. Впрочем, эти попытки никогда не приобретали стратегического характера.

 

 На Тегеранской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, которая проходила с 28 ноября по 1 декабря 1943г., И.В.Сталин заявил, что Советский Союз объявит войну Японии после поражения фашистской Германии. В октябре 1944г. во время московских переговоров Советское правительство подтвердило готовность вступить в войну с Японией через примерно три месяца после окончания войны с Германией.

 

На Крымской конференции в Ялте, проходившей с 4 по 11 февраля 1945г., одним из условий вступления в войну с Японией Советским правительством было поставлено обеспечение в будущем безопасности своих дальневосточных границ. Главы правительств подписали соответствующий документ, в котором, в частности, было оговорено условие о возобновлении совместной с Китаем эксплуатации Восточной Китайской и Южно-Маньчжурской железных дорог "с обеспечением преимущественных интересов СССР".

 

5 апреля 1945г. нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов принял японского посла Сато и заявил ему о денонсации пакта о нейтралитете от 13 апреля 1940г. 8 августа 1945г. Сато был уведомлен, что с 9 августа Советский Союз считает себя в состоянии войны с Японией. Советские войска нанесли удар с трех направлений - Забайкалья, Приамурья и Приморья и заняли все основные центры Северо-Восточного Китая.

 

14 августа 1945г. были подписаны советско-китайский договор о дружбе и союзе, а также, в частности, соглашения о Китайской Чанчуньской железной дороге (бывшие КВЖД и Южно-Маньчжурская дороги переходили под совместное китайско-советское управление на срок 30 лет) и об отношениях между Главнокомандующим Советскими Вооруженными Силами (на которого возлагалась верховная власть в зоне военных действий) и китайской администрацией (которая должна создавать административные органы на территории северо-восточных китайских провинций).

 

В течение второй половины августа советские войска завершили разгром японских войск в Маньчжурии. 2 сентября 1945г. на борту американского линкора "Миссури" был подписан акт капитуляции Японии. 19 января 1946г. в Токио государствами-победителями был учрежден Международный Военный Трибунал для Дальнего Востока (как сказано в его уставе, "для справедливого и быстрого суда и наказания главных военных преступников на Дальнем Востоке").

 

После окончания антияпонской войны военный союз китайских коммунистов и гоминьдановцев распался. Коммунистическая партия Китая, которой с 1935г. фактически руководил Мао Цзэдун, расширяла районы своего контроля. Так, в Маньчжурии в 1946г. был создан Северо-Восточный административный комитет, позже преобразованный в народное правительство Северо-Восточного Китая, под руководством коммуниста Гао Гана. Борьба между коммунистической Народно-освободительной армией и войсками гоминьдана завершилась эвакуацией сторонников Чан Кайши на остров Тайвань. В этой борьбе СССР, естественно, поддерживал китайских коммунистов. 

 

Китайская Народная Республика была образована в сентябре 1949г. на первой сессии Народного политического консультативного совета Китая, большинство в котором принадлежало коммунистам (днем образования КНР считается 1 октября 1949г. - день оглашения Декларации о создании КНР). 2 октября 1949г. СССР первым из всех государств объявил о признании КНР и установил с ней дипломатические отношения.

 

В сентябре 1954г. была принята первая Конституция КНР. Главой государства - Председателем КНР стал Мао Цзэдун.

 

 

Мао Цзэдун со второй женой Хэ Цзычжень в Яньани. 1937 г.

 

В 1950-е годы советско-китайские отношения были, как известно, очень хорошими.

 

14 февраля 1950г. в Москве между СССР и КНР был заключен Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. В тот же день был подписан Протокол между правительством СССР и Центральным народным правительством КНР о беспрепятственных перевозках советских войск и воинского имущества по Китайской Чанчуньской железной дороге в случае угрозы войны на Дальнем Востоке.

 

2 января 1951г. в Харбине было заключено Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и озеру Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях (с приложением Правил плавания), которое, кстати, действует и поныне.

 

9 августа 1952г. в Москве было заключено Соглашение между Правительством СССР и Центральным народным правительством КНР об обучении граждан КНР в высших гражданских учебных заведениях СССР.

 

12 октября 1954г. в Пекине было заключено Соглашение между Правительством СССР и Правительством КНР о направлении из Китая рабочей силы в Советский Союз для участия в коммунистическом строительстве и трудового обучения.        

 

21 декабря 1957г. в Москве было заключено Соглашение о режиме торгового судоходства на пограничных и смежных с ними реках и озере.

 

В этот период стороны не устраивали споров по пограничным вопросам. Линия границы в Приамурье проходила в приблизительном соответствии с русско-китайскими договорами XIX века (приблизительность происходила не от недобросовестности сторон, а из-за недостатков самих во многом устаревших договоров); что же касается конкретных участков, то они контролировались советскими пограничниками на тех рубежах, которые существовали де-факто со времен советско-японского военного противостояния.

 

Ухудшение советско-китайских отношений совпало с этапом новейшей истории Китая, известным "большим скачком" (1957-1959гг.), "политикой опоры на собственные силы" и "великой культурной революцией" (1966-1969гг.). Руководство Китая начало идейную борьбу против КПСС и социализма, именуемого "ревизионизмом".

 

В 1960г. пекинское руководство выдвинуло территориальные претензии к СССР, обосновывая их ссылками на историческое прошлое. Именно тогда впервые четко были обозначены так называемые спорные участки, в том числе в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский (острова Хэйсяцзыдао в китайском обозначении).

 

К тому времени прошло более ста лет после подписания основных договорных документов о границе. Граница полностью никогда не демаркировалась, в ряде мест разрушились пограничные знаки, изменился рельеф местности. Возник вопрос о тальвеге - где именно проходит главный фарватер на данном участке водной границы по реке.

 

Проблема спорных участков оказалась очень сложной. Существовали объективные трудности технического характера - в этом районе действительно трудно определить тальвег с гидрографической точки зрения. Имелись исторические предпосылки правоты советской стороны - суда традиционно проходили по фарватеру, который не устраивал китайскую сторону. С военной точки зрения, по этим участкам проходили советские оборонительные рубежи, и их изменение могло существенно повлиять на состояние охраны границы и обороноспособность страны в целом. Наконец, политическая ситуация не позволяла уступить китайской стороне в этом вопросе, так как не было никаких гарантий, что не будут выдвинуты новые претензии в будущем. Тем не менее, надо было начинать переговоры - ведь на отдельных участках границы уже начались инциденты с участием китайских пограничников. Опасность же таких инцидентов подтверждалась, например, столкновениями в 1959г. на китайско-индийской границе, которые в 1962г. переросли в вооруженный конфликт.

 

Советско-китайские консультации об уточнении линии границы начались в Пекине 25 февраля 1964г. В августе того же года консультации по инициативе китайской стороны были прерваны. Взамен усилились пограничные провокации с привлечением не только военнослужащих, но и гражданского населения. 2 марта 1969г. китайский военный отряд занял остров Даманский на реке Уссури, принадлежавший в то время СССР, и обстрелял советских пограничников. Советское правительство направило в Пекин ноту протеста. 14 и 15 марта на Даманском произошли новые военные столкновения, в результате которых китайский отряд был полностью уничтожен. 11 сентября 1969г. в Пекине состоялась встреча А.Н.Косыгина, Председателя Совета Министров СССР, с Чжоу Эньлаем, премьером Государственного совета КНР. Было решено принять меры по нормализации обстановки на границе. В октябре 1969г. начались переговоры делегаций, возглавляемых заместителями министров иностранных дел обеих стран. Китайская сторона утверждала о неравноправном характере российско-китайских договоров о границе, требовала признать спорные участки и вывести оттуда советские войска. Переговоры зашли в тупик.

 

В первой половине 1970-х годов советско-китайские отношения оставались крайне напряженными. В августе 1973г. Х съезд Коммунистической партии Китая подтвердил наличие "советской угрозы"; курс "на борьбу с СССР" был зафиксирован в Конституции КНР 1975г.

 

После смерти Мао Цзэдуна в сентябре 1976г. обстановка не сразу стала изменяться к лучшему. В ноябре 1976г. - феврале 1977г. на переговорах по пограничным вопросам китайская сторона связала возможность нормализации любых отношений с Советским Союзом с признанием территориальных претензий Китая. В 1979г. руководство КНР заявило о нежелании продлевать Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи 1950г.

 

Восстановление более или менее нормальных отношений началось постепенно, со времени первых преобразований в Китае, осуществленных новым руководством страны во главе с Дэн Сяопином. В 1978г. была принята Конституция КНР. Несмотря на то что она являлась компромиссным документом, отразившим влияние "культурной революции" (закреплялись такие политические институты, например, как "ревкомы"), в ней были восстановлены многие положения Конституции КНР 1954г. 4 декабря 1982г. на 5-й сессии ВСНП пятого созыва была принята Конституция КНР, из которой были изъяты формулировки, порожденные "культурной революцией".

 

Улучшение отношений наметилось с началом процесса "перестройки" в СССР. Активизировалась работа Смешанной советско-китайской комиссии по судоходству на пограничных реках (заседания комиссии проходили в Хабаровске или в Харбине каждый год; в летний период проводилось совместное инспектирование бассейна водного пути). Началась организация работы Смешанной советско-китайской комиссии по совместному использованию водных ресурсов пограничных рек.

 

24 апреля 1990г. в Москве было подписано Соглашение между правительствами СССР и КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы.

 

16 мая 1991г. было подписано Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части (рассматриваемое нами Дополнительное соглашение, как уже было сказано выше, - это документ, уточняющий Соглашение 1991г., оставшееся Российской Федерации от СССР).

 

В соответствии со статьей 1 этого Соглашения, стороны согласились: "согласно общепринятым нормам международного права, в духе равноправных консультаций, взаимного понимания и взаимной уступчивости, справедливо и рационально разрешить оставшиеся от истории пограничные вопросы, уточнить и определить прохождение линии границы между обоими государствами". Однако в статье 3 Соглашения было отмечено, что сторонам не удалось разрешить вопрос о прохождении линии границы на двух спорных участках.

 

После распада СССР руководству России досталась достаточно тяжелая ноша по разрешению комплекса проблем во взаимоотношениях с Китаем, в первую очередь, по пограничным вопросам. Тем не менее, в течение 1990-х годов российская и китайская стороны шаг за шагом достигали новых договоренностей по всему кругу этих проблем.

 

Так, уже 16 января 1992г. между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой заключено Соглашение об организации перевозок внешнеторговых грузов российскими и китайскими судами по рекам Амур и Сунгари.

 

10 августа 1992г. постановлением Правительства РФ № 568-38 образован рабочий аппарат делегации России в Совместной российско-китайской демаркационной комиссии для осуществления демаркационных работ на восточной части российско-китайской границы. (Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997г. № 1464 этому аппарату поручено провести демаркацию границы и на ее западной части).

 

18 декабря 1992г. подписана Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, в статье 12 которой говорилось, что "стороны продолжат переговоры по еще не согласованным участкам границы между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на основе договоров о нынешней российско-китайской границе согласно общепринятым нормам международного права, в духе равноправных консультаций, взаимного понимания и взаимной уступчивости с тем, чтобы справедливо и рационально разрешить приграничные вопросы".

 

27 мая 1994г. в Пекине подписано Соглашение между правительствами России и Китая о режиме российско-китайской государственной границы.

 

3 сентября 1994г. в Москве подписано Соглашение между Российской Федерацией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Западной части (ратифицировано Федеральным законом от 15 июля 1995г. № 104-ФЗ).

 

Распоряжением Президента РФ Б.Н.Ельцина от 21 февраля 1996г. № 77-рп было предписано российской делегации в Совместной российско-китайской демаркационной комиссии "завершить демаркационные работы на Восточной части российско-китайской государственной границы, в том числе на участках границы в Уссурийском и Хасанском районах Приморского края и в Еврейской автономной области, в частности в районе островов Попов, Савельев, Сазаний, Сухой, На-Створах, Еврасиха, Нижнепетровский на реке Амур".

 

В постановлении Совета Федерации РФ от 14 мая 1997г. № 159-СФ "О ходе демаркации российско-китайской государственной границы на ее Восточной части" (п.3) отмечена необходимость "рассмотреть Правительству РФ вопрос о включении в состав российской делегации в Совместной российско-китайской демаркационной комиссии руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Читинской областей, Еврейской автономной области; заслушать отчеты соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти о ходе выполнения их ведомствами поручений Президента РФ… относительно мер по сохранению окружающей природной среды и ограничению хозяйственной деятельности… на участках, которые по итогам демаркации должны будут отойти к Китайской Народной Республике, а также подписания рамочного соглашения о совместном хозяйственном использовании отдельных участков территории той или иной стороны с учетом экономических интересов приграничного населения Российской Федерации".

 

27 июня 1997г. в Пекине подписано Соглашение между правительствами России и Китая о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая.

 

10 ноября 1997г. в Пекине подписано Соглашение между правительствами РФ и КНР о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках.

 

Постановлением от 30 июля 1999г. Правительство Российской Федерации одобрило представленные Министерством иностранных дел РФ согласованные с Министерством обороны РФ, Федеральной пограничной службой РФ и предварительно проработанные с китайской стороной проекты Протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части и Протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее Западной части. (Протокол-описание линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части был подписан между правительствами России и Китая 9 декабря 1999г.).

 

9 декабря 1999г. в Пекине подписано Соглашение между правительствами РФ и КНР о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек (речь идет об островах Верхнеконстантиновский (Россия) и Лунчжаньдао (Китай), а также островах Мэнкэсилич-жоучжу (Китай) c прилегающей акваторией рек Амур и Аргунь). Срок истек 1 марта 2005г., но Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2004г. № 490 решено предложить китайской стороне подписать Протокол к Соглашению о продлении его на следующий пятилетний период.

 

17-19 июля 2000г. Президент РФ В.В.Путин совершил официальный визит в Китай по приглашению Председателя КНР Цзян Цзэминя. По итогам переговоров была подписана Пекинская декларация, в которой подчеркнуто, что "Россия и Китай намерены в конструктивном духе продолжать переговоры с целью ускорения выработки вариантов решений по несогласованным участкам границы между двумя государствами" (п. VIII).

 

16 июля 2001г. В.В.Путин подписал в Москве Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (ратифицирован Федеральным законом от 25 января 2002г. № 9-ФЗ).

 

В этом Договоре указано, что "стороны, с удовлетворением отмечая отсутствие взаимных территориальных претензий, преисполнены решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение, и прилагают для этого активные усилия. Стороны руководствуются международно-правовыми принципами территориальной неприкосновенности и нерушимости государственных границ, неукоснительно соблюдают государственную границу между ними. Стороны продолжат переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии российско-китайской границы на еще не согласованных ее участках" (статья 6).

 

Тогда же главы обеих стран подписали Московское совместное заявление, в котором обязались "ускорить выработку оптимального взаимоприемлемого решения по несогласованным участкам границы".

 

По приглашению Президента РФ В.В.Путина с 26 по 28 мая 2003г. Российскую Федерацию с государственным визитом посетил Председатель КНР Ху Цзиньтао. По итогам визита была принята Совместная декларация, в которой сказано: "Стороны подтверждают, что в кратчайшие сроки достигнут окончательного урегулирования доставшихся в наследство от истории пограничных вопросов между двумя странами на основе принципов справедливости и равенства, взаимного понимания и взаимной уступчивости, в целях укрепления спокойствия и стабильности в районе российско-китайской границы и обеспечения экономических интересов приграничного населения обеих стран".

 

Таким образом, Президент РФ в 2004 году встал перед необходимостью принятия окончательного решения по вопросу, который ставился в целом ряде международных договоров Российской Федерации. В силу Федерального закона от 15 июля 1995г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации (п.3 статьи 31), а Президент РФ и Правительство РФ принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации (п.1 статьи 32).

 

Откладывать принятие решения далее, в свете всего вышеизложенного, было и неразумно, и неловко. По содержательной части решения и у российской, и у китайской стороны существовали веские аргументы в свою пользу. В.В.Путин принял достаточно мужественное решение: уступить в небольшой части, но приобрести взамен гораздо больше - близкие взаимовыгодные отношения с соседней огромной страной, имеющей свои особые представления о мире и войне, о праве границы, о важности церемониала в межгосударственных отношениях.

 

В тексте Концепции внешней политики Российской Федерации, опубликованном 11 июля 2000г. в "Российской газете" № 133, есть такие слова: "одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем".

 

Можно было настаивать и далее на праве России на спорные участки, отмахиваясь от любой аргументации, подтверждающей серьезную обоснованность притязаний Китая? Можно. Аргументация противников решения В.В.Путина тоже достаточно серьезна. Нужно ли это было? Это вопрос ответственности за страну, за мирную жизнь без угроз и опасных противостояний. О решении Президента РФ можно спорить. Но нельзя его не уважать.

 

В любом случае, deliberandum est saepe, statuendum est semel*.


*Обсуждать надо часто, решать - однажды (Публиций Сир, "Сентенции")